ХРАМ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ

ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Московский Патриархат

Санкт-Петербургская епархия

Таинство покаяния. Исповедь.

Фото

«Покаянием мы исправляем всё новые и новые грехи наши. Дар покаяния дан нам потому, что после крещения нет иного способа призвать нас ко спасению кроме подвигов и трудов, кроме обращения ко Христу и слёз, кроме исповедания прегрешений и удаления от зла. К этому дару особенно приближается чин монахов, как постоянный залог покаяния.» — Симеон Солунский.

По вере Церкви, покаявшийся получает прощение грехов от самого Господа. Власть отпускать грехи, согласно церковному вероучению, была дана Иисусом Христом своим ученикам (а через них и Церкви): «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:22-23). Исповедь — неотъемлемая часть жизни христианина.

Иисус Христос и Иоанн Креститель — оба начинают свою проповедь словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4:17,Мф.3:2). Царь Давид убеждён, что одна жертва нужна Богу: глубокое покаяние, «сердце смиренное» и «дух сокрушен» (Пс.50:19). В притчах «О мытаре и фарисее» (Лк.18:9), «О блудном сыне» (Лк.15:11) и др., Христос подчёркивает, спасение даётся только кающемуся. Евангелия благовествуют, что Бог прощает любой грех, если человек имеет покаянное чувство (первым в рай вошёл благоразумный разбойник (Лк.23:33-43)). Любая молитва угодна Богу только при наличии покаянного чувства и благоговения[4]. Все Святые Отцы говорят о чрезвычайной важности покаяния в жизни человека. Прп Марк Подвижник утверждает: «Нет иного, столь же благого и милостивого, как Бог, но даже Он не прощает непокаявшегося [... ]. Всё множество Божиих заповедей можно свести к одному началу — покаянию [...]. Мы осуждаемся не за множество наших прегрешений, но за то, что отказываемся каяться. [...]. И для великих, и для малых покаяние остаётся несовершенным до самого смертного часа». Сущность покаяния

Греческое слово μετάνοια (метанойя — «покаяние») букв. «после ума», означает «перемена ума», "перемена мыслей". Проповедь Христа призывает к изменению образа мысли и образа жизни, отказу от греховных дел и помыслов. Синонимом покаяния является часто встречающееся в Библии слово «обращение»: «Обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши» (Иер.18:11). Кающийся человек подобен блудному сыну из евангельской притчи (Лк.15:11-24): живя в грехе, он удаляется от Бога, но после многих невзгод, «пришед в себя», решается вернуться к Отцу.

Покаяние подразумевает не столько сожаление о прошлом, сколько новый взгляд человека на самого себя, на других и на Бога, это перенесение центра жизни на Святую Троицу. Обратиться, объясняет Митрополит Антоний Сурожский, «значит отвернуться от множества вещей, которые имели цену для нас только потому, что были нам приятны или полезны. Обращение проявляется прежде всего в изменении шкалы ценностей: когда в центре всего Бог, всё остальное становится на новые места, получает новую глубину. Всё, что Божие, всё, что принадлежит Ему — положительно и реально. Всё, что вне Его, не имеет ни ценности, ни значения. [...] это активное, положительное состояние, заключающееся в том, чтобы идти в правильном направлении». Исторические формы исповеди

В раннехристианских общинах практиковалась публичная исповедь, когда кающийся открывал свои грехи перед всей церковью, а все присутствующие христиане молились за кающегося, и считали его грехи своими. Отлучённые от причастия кающиеся не допускались в храм, а стояли вместе с оглашаемыми в притворе, откуда должны были выйти перед началом литургии верных. В IV веке святитель Василий Великий ввёл тайные епитимии для соблудивших жён, которых могли убить их разгневанные мужья (в ранней Византийской империи женщины были фактически бесправными, и за их убийство мужья не несли почти никакого наказания). Тайную исповедь стали требовать и государственные (императорские) чиновники. Но ещё в требнике XV века можно было встретить традицию, когда священник возлагал руку кающегося на свою шею и брал на себя все грехи исповедующегося. После преобразований императора Петра I, ориентировавшегося на европейские нормы, была внедрена католическая тайноразрешительная молитва, в которой священник лишь произносил слова: «Аз иерей (имя рек), властью, данной мне от Бога прощаю и разрешаю от всех грехов...», — священники не имели права разглашать грехи кающихся. На рубеже XIX–XX веков святой праведный Иоанн Кронштадтский популяризировал общую исповедь. Подготовка к исповеди

Кающемуся, прежде всего, необходимо простить всех, кто, так или иначе, причинил обиды и огорчения ему самому (Мф.6:14-15), а также попросить прощения за нечаянно или преднамеренно причинённые обиды. При подготовке к исповеди кающемуся желательно поститься, воздерживаться и дополнительно молиться. Христианину рекомендуется духовно подготовиться к таинству исповеди: читать покаянные молитвы, духовные книги и размышлять о своей греховности и благости Бога. Нужно покаянным взглядом окинуть свою жизнь и свою душу, проанализировать свои поступки, помышления и желания с точки зрения заповедей Божьих (лучше даже записать свои грехи, чтобы не упустить чего-либо во время совершения таинства). Практическое руководство

К исповеди призываются все люди, достигшие 7-летнего возраста. Человек несёт ответственность только за свои личные грехи.

Исповедоваться можно в любое время и в любой обстановке, но общепринятой является исповедь в храме — во время богослужения или в специально назначенное священником время (в особых случаях, например, для исповеди больного на дому, нужно индивидуально договориться со священнослужителем). Исповедующийся человек должен быть крещёным членом Православной церкви, сознательно верующим (признающим все основы православного вероучения и сознающим себя чадом Православной Церкви) и раскаивающимся в своих грехах. Законным тайносовершителем может быть только православный священник или архиерей. Священник обязан хранить тайну исповеди, то есть он не может никому пересказать то, что услышал на исповеди.

В храме священник исповедует перед аналоем, на котором находятся Крест и Евангелие. Пришедшие на исповедь становятся на некотором расстоянии от аналоя (чтобы не мешать и не слышать чужой исповеди). Когда настаёт их очередь — подходят к аналою. Обычно священник покрывает голову кающегося епитрахилью, молится, спрашивает, как зовут исповедующегося и что он желает исповедать пред Богом, но иногда епитрахиль надевается на голову кающегося только во время чтения священником разрешительной молитвы. Это не должно смущать верующего, в каждом храме существуют свои небольшие особенности богослужения.

Кающийся должен перечислить свои грехи. Таинство не может свершиться без искреннего покаяния в своих проступках. Следует признаться в наиболее свойственных страстях (например: маловерие, сребролюбие, гневливость) и в тех конкретных грехах, которые кающийся видит за собой, особенно тех, которые наиболее тяготят его совесть. Если исповедующийся медлит или запамятовал грехи, то священник может задавать наводящие вопросы. Кающийся должен избегать повторения грехов.

Смертные грехи — те, которые особенно сильно поражают духовный организм, глубоко ранят человека, делают его душу «мёртвой». Следствие смертного греха — «окамененное нечувствие», убийство чувства Бога, неспособность к молитве, к переживанию Бога, к покаянию. Самым тяжёлым и опасным считается любой нераскаянный грех и наиболее повторяющийся грех. Затем следуют грехи, повлекшие тяжкие последствия: убийство по злобе или умыслу (в том числе аборт живого плода и самоубийство), разврат, отречение от Бога (хула на Святого Духа), хищения, и проч.

Выслушав исповедь, священник как свидетель и ходатай пред Богом, задаёт, если считает нужным вопросы, и говорит наставления (может назначить и какую-нибудь епитимию), затем молится о прощении грехов кающегося и, когда видит искреннее раскаяние и стремление к исправлению, читает разрешительную молитву. Хотя само прощение грехов совершается не в момент чтения разрешительной молитвы, а по всей совокупности чинопоследования исповеди. При этом, и на это часто указывают Святые Отцы, при сознательном утаивании грехов или отсутствии искреннего раскаяния перед Богом Таинство исповеди не совершается, даже если священник и прочитал разрешительную молитву.

(Материал взят из Википедии)

Дополнительная информация для тех, кто готовится к исповеди:

http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/pokayanie/5g7_2_3-all.shtml

http://www.liturgy.ru/tainstva_pokayanie

В нашем храме исповедь совершается каждый день в 9:30 утра. По воскресным дням в 6:30 и 9:30 утра.