ХРАМ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ

ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Московский Патриархат

Санкт-Петербургская епархия

Смысл крещения

Грех – это не просто преступление заповеди. Православная Церковь видит грех, как болезнь. С момента грехопадения первых людей (Адама и Евы), грех, как болезнь проник в природу человека. Из рода в род, от предков к потомкам передается эта болезнь. Нет человека, ступившего на землю, который бы не согрешил. Последствия этой болезни сопровождают нас на каждом шагу: болезни, страдания, несправедливость и самая смерть. Все стремится к разрушению. Все больны грехом. Но проявляется эта болезнь у всех по-разному (кто-то склонен больше ко гневу, кто-то к воровству, кто-то к пьянству). Через человека, как царя, поставленного Богом над природой, последствия греха распространились на всё творение.

Никакие жертвоприношения и подвиги не могли исправить положение творения Божия. Бог по великой любви становится Сам человеком, не переставая при этом быть Богом. Богочеловек Иисус Христос рождается от Пресвятой Девы Марии и Святого Духа. В лице Господа Иисуса Христа Бог примиряется с человеком. Спаситель проживает жизнь человека и приносит Себя в жертву за весь мир. Но будучи не только человеком, но и Богом, Он воскрес в третий день и вознесся не небеса в Горний Божественный мир, преподавая Своим ученикам благословение со словами: «Я с вами во все дни до скончания мира». И действительно, Господь не оставляет нас, но, как Новый Адам (новое творение) преподает Свои обоженные, освящённые Тело и Кровь на Литургии в Таинстве Святого Причастия. И мы получаем уникальную возможность исцеления, быть причастниками Самого Христа Бога, которого Церковь так и именует – Спаситель (греч.Исцелитель). Богочеловек Иисус Христос, созидая в Своей Церкви Царство Божие, исцеляет падшего человека от греха и смерти. Но, чтобы стать членом Его Церкви, войти в неё и служить Ему, необходимо умереть для греха и мира, и отказаться от служения диаволу. Спаситель установил для этого Таинство Крещения.

В крещенской купели человек умирает, как Христос на Кресте, для падшего мира, который “во зле лежит”, а вместе с тем, освобождается от проклятия, как от последствия греха и ему возвращается благословение Божие. До Крещения сатана через грех властвовал над человеком, как над своим рабом. Грех жил в сердце человека, как яд или разрушающая болезнь. С Крещением человека насилие сатаны прекращается. Теперь он может действовать только извне, обманом, обольщением, но не насилием. В Крещении яд греха измывается; душа просвещается и освящается. Крещающийся получает силу побеждать грех, стоять за истину и правду до смерти. Это обновление человека недоступно для наблюдения внешними чувствами. Благодатной силы его нельзя видеть глазами, осязать руками. Неуловимая для внешнего наблюдения вначале, таинственная сила Крещения обнаруживается в последствиях. Как в растительных семенах невозможно видеть и осязать жизненной силы до тех пор, пока они не прозябнут, так и семя благодати, подаваемое в Таинстве Крещения, бывает заметно тогда, когда оно даст благодатную поросль в душе крещаемого.

Для достойного принятия Крещения нужны вера и полное покаяние, отказ от прежней своекорыстной жизни, понимание связанности ее с действием злых духов и отречение от них. Крещение младенцев практиковалось с древних времен. От них, конечно, нельзя ожидать веры и покаяния, но их крестят в силу веры их родителей и восприемников, на которых лежит святая обязанность научить крещаемых истинам веры и помочь им возродиться для новой жизни. Мы молимся за детей и верим, что по нашим молитвам Господь сможет даровать им различные блага. Можно ли поэтому сомневаться, что подаваемая детям, по молитвам Церкви в Таинстве Крещения благодать принесет должные плоды? Знаем мы, что и Сам Господь пустил детей приходить к Себе (см. Лк. 18, 15 — 16) и святой Иоанн Креститель прославил Господа во чреве матери.

В то же время все христиане должны понимать, что данный в Таинстве Крещения талант, залог жизни, приумножается путем личных усилий, иногда подвигом всей жизни. Иными словами, мы не должны забывать данные при Крещении обеты. Тем не менее, уже при самом принятии Святого Крещения в крестившемся совершаются неизгладимые перемены: он освобождается от власти первородного греха и сатана изгоняется из его сердца. Хотя возможность искушать за диаволом остается, но он становится как бы внешним человеку. Некрещеный человек в силу первородного греха, в сущности, не может не грешить, а крещеный, хотя и может грешить, но властен не грешить. Крещеный человек становится членом Святой Церкви и получает возможность соучастия в деле спасения мира и созидания Царства Божия. И в этом раскрывается священный смыслчеловеческой жизни.